СОЗАВИСИМОСТЬ — Лекция для родственников
СОЗАВИСИМОСТЬ.
(лекция для родственников)
Возможно, термин “созависимость” вам пока неизвестен, поэтому вначале несколько слов о его происхождении. Термин “созависимость” появился в результате изучения природы химической зависимости, ее воздействия на человека и влияния, которое это заболевание оказывает на окружающих. Вначале комплекс симптомов, характеризующих непьющие жертвы алкоголизма, назывался “пара-алкоголизм”. Со временем, когда алкоголизм стал рассматриваться, как частный случай общей химической зависимости (наркомания, пристрастие к препаратам, вызывающим изменение сознания, токсикомания и т.д.), этот термин был заменен на “созависимость”. Иными словами, человек близкий алкоголику зависит от алкоголя опосредованно, т.е. алкоголик зависит от алкоголя, а созависимый — от самого алкоголика. Но “зависит от алкоголика” слишком общая фраза. Мы все в той или иной степени зависим друг от друга.
Созависимость отличается от других видов зависимости и имеет свои специфические черты, которые носят болезненный характер. Болезненный в силу того, что мы зависим от больного человека и как бы заражаемся его болезнью. Но, как и с любой другой болезнью, заражение происходит не сразу, и у каждого человека в силу уникальности его личности, событий его прошлого и жизненного опыта заражение и развитие болезни происходит специфическим образом.
Если у человека хороший иммунитет, то вероятность заражения ниже, чем у человека с ослабленным иммунитетом. Поэтому созависимостью страдают люди с так сказать подорванным в детстве духовным иммунитетом: люди из дисфункциональных семей, где были нарушены эмоциональные узы, связывающие членов семьи, из семей, где царили нездоровые, негибкие, бесчеловечные правила, люди перенесшие детскую травму, не обязательно от родителей, но от значимых людей: учителей, друзей, общества. К числу лиц с “подорванным духовным иммунитетом” можно отнести жертв физического, эмоционального, сексуального насилия, жертв инцеста, самих химически зависимых.
Что же это за тип личности — созависимая личность. У нее свой профиль, свои очертания. И описывать ее можно с разных точек зрения: с точки зрения поведения, чувств, определенных черт характера, симптомов и синдромов. Все специалисты в области созависимости находятся за рубежом, где их великое множество и у каждого свой взгляд на созависимость. Но все они едины в том, что это смешанное нарушение личности по определенному типу и отличающееся от других нарушений личности. Оно имеет набор симптомов и синдромов, что позволяет специалистам относить созависимость к разряду заболеваний.
Человек, страдающий от того или иного заболевания, не может не испытывать дискомфорта или боли определенной локализации и определенного характера, свойственного для данной болезни. Проявление болезни в определенной мере предсказуемо и продиктовано спецификой нарушения. Человек, страдающий туберкулезом, кашляет, у него повышается температура. У страдающего артрозом болят суставы, ему трудно совершать некоторые движения, Диабетик может терять сознание. Шизофреник выдает бред, т.е. видит и слышит то, чего на самом деле нет и ведет себя в соответствии со своим искаженным восприятием внешней и внутренней реальности. Таким образом, болезнь поселяется в слабом месте и проявляется на разных уровнях. Если представить целостного, здорового человека в виде окружности, состоящей из сегментов, то это будет выглядеть следующим образом:
волевой
духовный эмоциональный
ментальный социальный
физический
В нашей модели круг состоит из шести отдельных, но одинаково важных сегментов. Когда один из них неполон или поврежден, круг теряет свою целостность. Но эта модель не показывает нашу структуру в действии. В действительности, каждый потенциал личности, хотя и стоит отдельно, находится в динамическом взаимодействии со всеми остальными, постоянно оказывая влияние на них и испытывая их действие на себе. Если на мгновение представить, что круг — это колесо, то становится ясным, какое сильное влияние на функционирование колеса может оказать деформация в одном из сегментов.
В случае созависимости нарушения происходят во всех сегментах, возможно, поэтому движение колеса нашей жизни причиняет нам боль и страдания. Мы могли бы разобрать сейчас, как пострадали различные сегменты (потенциалы) нашей личности, но вначале я хочу дать ряд определений созависимости, а вам пока предоставить творческую часть работы: выделить свойственные вам симптомы, внести их в соответствующую часть круга и посмотреть, как нарушения в одном сегменте сказываются на остальных, и сколь гладко катится колесо вашей жизни.
Итак, перейдем к определениям созависимости, данным разными авторами и с различных позиций. В широком понимании термин “созависимость” применяется в отношении супругов, партнеров, детей и взрослых детей алкоголиков, которые почти всегда развивались в дисфункциональной семейной системе. Созависимым можно считать любого человека, живущего в неблагополучной семье, с нездоровыми правилами, способствующими созависимым отношениям.
Созависимость — состояние в настоящий момент, которое в значительной мере является результатом адаптации к семейной дисфункции. Это закрепившаяся реакция на стресс, которая с течением времени становится скорее образом жизни, нежели средством выживания (чем она была в начале). Показательно, что когда стресс прекращает сое влияние, созависимый продолжает действовать в своей среде так же, как если бы угроза угнетения продолжала бы существовать.
По определению Шэрон Вегшейдер Круз, которое отражает сочетание поведенческих и внутрипсихических элементов: “Созависимость — это специфическое состояние, которое характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а также крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека или предмета. В конечном счете, такая зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, которое влияет на созависимого во всех других взаимоотношениях. Для такого состояния характерны: 1) заблуждения, отрицание, самообман; 2) компульсивные действия (неосознанное иррациональное поведение, о котором человек может сожалеть, но все же действует, как бы движимый невидимой внутренней силой; 3)замороженные чувства; 4)низкая самооценка; 5)нарушения здоровья, связанные со стрессом.
По определению Мелоди Бити, одного из самых известных специалистов по созависимости, “созависимый — это человек, который позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него, и который полностью поглощен тем, что контролирует поведение этого человека (другой человек может быть ребенком, взрослым, любовником, супругом, папой, мамой, сестрой, бабушкой или дедушкой, клиентом, лучшим другом, он может быть алкоголиком, наркоманом, больным умственно или физически, а также нормальным человеком, который иногда испытывает чувство печали)”.
Важная часть определения не в другом человеке, а в нас самих, в том, что мы допустили, что поведение другого влияет на нас и в том, каким образом мы пытаемся повлиять на другого. Созависимым свойственны такие внутрипсихические симптомы, как навязчивое состояние, контроль, навязчивая помощь, низкая самооценка, граничащая с ненавистью к себе, избыток гнева и вины, сосредоточенность на других, вплоть до полного пренебрежения своими нуждами, проблемы общения, проблемы в интимной жизни.
Существует еще много определений, но уже из данных становится ясно, что созависимый человек не свободен в своих чувствах и поведении, он как бы лишен права выбора, что чувствовать и как действовать. В результате тесного и длительного общения (более 2-х лет) с химически зависимым человеком, в результате неудавшихся попыток контролировать его, у людей, близких к алкоголику складывается реактивный тип личности. Созависимый как бы теряет способность чувствовать, думать и действовать по своему выбору, теряет способность управлять СВОЕЙ жизнью (он пытается управлять чужой жизнью), он лишь реагирует на то, что делают, думают и чувствуют другие люди. Возможно, вам легче будет понять, что проблема созависимости относится лично к вам, если вы познакомитесь с разновидностями или типами созависимых.
ВИДЫ СОЗАВИСИМОСТИ.
Признаки и симптомы созависимости настолько всеобъемлющи и разнообразны, что ни в одном человек нельзя найти все до единого сразу. Созависимые, все еще пребывающие в отрицании, часто будут указывать на те аспекты заболевания, которые им несвойственны, и использовать это, как доказательство того, что они не созависимы или для преуменьшения степени своей созависимости.
Существуют, однако, целые “созвездия” вариантов поведения, которые часто можно наблюдать у созависимых. Часто созависимые отождествляют себя с конкретной разновидностью (типом), чем с общим диагнозом созависимости. С точки зрения профессионала все эти варианты рассматриваются, как различные проявления проблем, лежащих в основе созависимости.
МУЧЕНИК.
Это, возможно, самое типичное проявление созависимости. Можно сказать, что у всех созависимых есть что-то от мученика. В основе поведения мучеников лежит гордыня. Они извлекают огромное удовольствие из своей способности мириться с неудобствами, разочарованием и даже болью. Источником их самоценности является способность бороться, несмотря на победы или поражения. Для “мучеников” важно быть правым, а не эффективным (добиться результата).
Многие химически зависимые демонстрируют такое же мученичество. Как созависимые: они упорно стараются решать свои проблемы в одиночку. И те, и другие несут свое бремя с твердостью и упорством, не теряя мужества. Взамен они ожидают уважения от других за свое благородное поведение. И, на самом деле, их родственники и друзья склонны считать их терпимыми, много и долгострадающими и великодушными (иногда до абсурда).
Мученики чувствуют, что живут так потому, что у них нет выбора. Альтернативы они даже не рассматривают, потому что это слишком страшно уйти и жить самому по себе, или сказать правду о положении вещей, быть покинутым и остаться наедине с самим собой. Они продолжают жертвовать собой в надежде, что их вклад в конечном итоге принесет процент, но даже в этом они не уверены.
Мученики чувствуют внутреннюю пустоту, но они обычно так заняты пребыванием в роли мученика, что у них почти нет времени, чтобы почувствовать и испытать эту пустоту.
ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ.
“Преследователь” — это противоположность “мученика”. “Преследователь” испытывает ту боль и горечь, которую “мученик” не позволяет себе чувствовать. Хотя его собственное поведение часто выходит из-под контроля, он сосредоточен на том, как неправильно ведут себя другие. Вместо того чтобы разобраться со своим несчастьем и справиться с ним, он занимается его внешним выражением, а в своих несчастьях считает виновными других людей и их поступки.
В то время как “мученик” принимает на себя всю полноту ответственности за то, что чувствует себя несчастным, “преследователь” не принимает никакой ответственности за свое несчастье. Тогда, как “мученик” заставляет себя все больше работать, чтобы лучше чувствовать себя, “преследователь” пытается заставить других обеспечить ему безопасность и спокойствие ума и души.
И те, и другие переоценивают свое влияние на других. Ни те, ни другие не видят разницы в том, что они могут контролировать, а что нет.
“Мученики” стараются манипулировать другими, пытаясь быть хорошими; “преследователи” манипулируют другими при помощи злости и чувства вины, которые они им внушают.
СОУЧАСТНИК ЗАГОВОРА.
Некоторые созависимые постоянно срывают попытки химически зависимых достичь трезвости. Хотя со стороны это кажется непродуктивным, но с учетом внутреннего мира созависимого, в этом есть смысл.
Созависимые прикипают к тому складу личности, который у них сложился в результате пребывания в семейной системе химически зависимого человека в активной стадии. Мысль о необходимости изменять свою личность — необходимое требование для функционирования в выздоравливающей семейной системе — вызывает значительную тревогу. Вместо того чтобы изменяться, они становятся “соучастниками заговора” или “потакателями”.
Потакательское поведение заключается в поддержке попыток химически зависимого отрицать или скрывать свою боль. Мотивы, лежащие в основе такого поведения не в счет, важен результат. Самая глубокая степень потакательства имеет место, когда “соучастник” продолжает отрицать само существование химической зависимости. Это отрицание может быть настолько сильным, что еще долго продолжается после того, как химически зависимый пошел на лечение.
Для большинства “соучастников” оскорбительно даже предположение, что у членов семьи может быть какая-либо проблема. По злой иронии судьбы многие соучастники становятся профессионалами в области лечения химической зависимости. Ими руководит обеспокоенность тем ущербом, который алкоголь и наркотики наносят стране, обществу, семейной жизни вообще. Слова “вообще”, “в целом” являются ключом к пониманию этого явления. “Соучастник” знает, что химическая зависимость — “нехорошая вещь”, но он просто не желает принять ее присутствие у себя под боком.
Некоторые “соучастники” могут признать, что один из членов семьи химически зависим, и даже выразить свою тревогу, по поводу его жизни, но после этого они могут обернуться и предложить ему/ей выпить или выразить готовность остановиться у магазина, чтобы купить бутылку. Когда им открыто говорят о непоследовательности их поведения, то они отрицают, что оно усугубляет проблему или же уверяют, что по-другому они поступать не могут (“А что мне делать? Какой у меня выбор? Он же все равно будет пить, независимо от того, кто купит бутылку, он или я).
СОБУТЫЛЬНИК.
Как отмечалось ранее, у созависимых есть риск самим стать химически зависимыми. Их образ жизни, система взглядов и верований уже почти совпадают с взглядами и установками самих созависимых, и они очень легко могут соскользнуть на тропинку зависимости. Многие созависимые верят, что самый лучший способ сохранить связь с химически зависимым членом семьи — это пить вместе с ним. В конечном итоге они сами становятся химически зависимыми.
Иногда у созависимого наступает прозрение, когда он/она просто больше не может выдерживать уровень потребления, заданный алкоголиком. На этом этапе здоровый человек как раз и начинает обращать внимание на этот факт. Однако, для активно созависимых это рискованно. Вместо этого они сокращают свои дозы и зарывают голову в песок в надежде, что химически зависимый когда-нибудь поступит так же.
АПАТИЧНЫЙ СОЗАВИСИМЫЙ.
Некоторым созависимым все становится безразлично (до лампочки). Они настолько деморализованы и выбиты из колеи, что как бы впадают в эмоциональный ступор, как узники концлагеря, смирившиеся со своей участью. Апатия может принести своеобразный мир и спокойствие, но в ней начисто отсутствуют надежда и смысл жизни.
Это особенно трагично и печально, когда в семье имеются дети. Когда у папы или мамы опустились руки, то не остается никого, с кого можно было бы брать пример здорового реагирования на хаос и безумие жизни в химически зависимой семейной системе.
Для терапевта такая ситуация особенно сложна. Когда созависимый впадает в апатию, то один из главных путей создания терапевтического союза надежно заблокирован. Терапевт не может сказать созависимому, что решение проблемы устранит боль, ведь созависимый больше не чувствует сильной боли. Более того, больше никогда не хочет ее чувствовать. Таким образом, на все попытки возродить надежду в душе созависимого, он отвечает безразличием или обидой, потому, что, разрешая себе надеяться, он не только чувствует себя глупо, но и становится более открытым для боли, уязвимым.
В тяжелых случаях такого типа созависимости самоубийство становится вполне реальным и приемлемым вариантом. Они могут расставаться с жизнью активно и прямо или пассивно и непрямо, опосредованно, т.е. ничего не делая, чтобы избежать несчастного случая или отказываясь от встречи с врачом в начале заболевания.
Очень важно понять, что созависимость носит множество масок. Конечно же, есть и другие варианты и не существует правил, определяющих, какой тип созависимости может проявиться и когда. “Мученик” может стать “преследователем”, “соучастник” может стать апатичным и т.д. Не стоит чрезмерно упрощать проблему, т.к. это опасно. Описание типичных ролей и моделей поведения может оказаться ловушкой. Эти варианты приведены здесь в качестве иллюстрации и отсутствие у вас какого-либо из описанных или всех вариантов не следует рассматривать, как свидетельство того, что созависимости нет.
По крайней мере, 15 вариантов созависимости может проявиться в комбинации различных черт, моделей поведения, типах личности.
Итак, мы считаем созависимость заболеванием. Это — заболевание еще и потому, что созависимость прогрессирует, и то, что началось, как озабоченность, может привести к изоляции, депрессии, эмоциональным и физическим заболеваниям или мыслям о самоубийстве. Пусть она началась, как привычка выручать, опекать, спасать, контролировать, брать на себя ответственность за другого человека. Но привычки начинают жить своей собственной жизнью, мы повторяем свое поведение не задумываясь.
Привычки перерастают в систему мировоззрения, черты характера, а в конечном итоге в судьбу. И если привычки разрушительны, то со временем они разрушают своего хозяина. Они приводят нас к разрушительным взаимоотношениям и удерживают нас во взаимоотношениях, которые не сложились. Они мешают нам обрести мир и покой с самой важной персоной в нашей жизни — с самим собой. Эти привычки присущи тому единственному существу, которое каждый из нас в силах контролировать, единственному человеку, которого мы можем изменить — самому себе. Мы слишком долго пытались изменить своих близких, теперь настала наша очередь.
Почему же нам необходимо изменяться? Во-первых, жить по-старому слишком больно, во-вторых, изменения — это путь к выздоровлению. Выздоровление возможно, но оно требует упорного труда. Если обе стороны преданы делу выздоровления, то результат будет значительнее, чем мог бы быть, если бы вообще не было заболевания. Созависимость губит медленно, но верно. Независимость может проложить путь для здоровых взаимоотношений.
Чтобы выздоравливать, нужна помощь. Реальной помощью может быть посещение групп Ал-Анон, обращение к специалистам. Для тех, кто хочет изменить себя и обстоятельства, мы можем наметить план выздоровления.
Выздоровление от созависимости и выздоровление от химической зависимости удивительно похожи и проходят в 4 этапа:
1-ый этап — выживание. Он характеризуется отрицанием своей проблемы. Множество защитных механизмов способствует отсрочке признания своего бессилия перед другими людьми, невозможности контролировать их и неуправляемости собственной жизни. Отрицается наличие разрушительных чувств, пока еще сохраняется иллюзия того, что то или иное поведение продиктовано собственным выбором, а не компульсивностью. которая фактически и руководит жизнью. Созависимый отрицает ограниченность собственных возможностей, он гордится, что благодаря своей силе воли может выдержать еще одно разочарование. Вера в это создает иллюзию, что он контролирует себя, в то время как все вокруг вышло из-под контроля.
Что же происходит, когда созависимый отходит или воздерживается от отрицания? Хотя у созависимых и не возникнет физических симптомов абстиненции, которые испытывают химически зависимые, прекращая употребление, воздержание от отрицания может стоить больших эмоциональных затрат. Человек может потерять взаимоотношения со своими значимыми людьми и, если ощущение своей личности было связано с этими взаимоотношениями, то выздоровление может представлять большой риск.
Начальная стадия выздоровления (или отказа от отрицания) могла бы протекать легче, если бы созависимый сначала заручился верой в то, что улучшение возможно.
2-й этап — переотождествление. На определенном этапе (часто от отчаяния) основа систем защиты созависимого может быть поколеблена. Мы не знаем, где пролегает этот водораздел, но ясно, что достичь его можно, если каким-то образом осознать и ощутить всю ту боль, которой пронизана жизнь.
Это осознание может наступить в результате серии кризисов, когда все идет не так и причиняет боль. В другом случае это может произойти, когда человек наконец-то “достигает своего дна” и теряет все (семью, работу, друзей, финансовое положение), или же происходит нечто трагическое (автомобильная катастрофа, несчастный случай, увечье у любимого человека). Еще один способ — это интервенция.
Интервенция — это процесс прямого вмешательства в течение болезни, рассчитанный на предотвращение окончательного кризиса. Интервенция проводится, когда у зависимого еще есть достаточно физических и эмоциональных ресурсов для выздоровления и не все в жизни потеряно.
В результате интервенции в системе отрицания образуется трещина и через нее, как зависимый, так и созависимый начинает видеть свою сущность. Это этап переотождествления, осознания себя и своей проблемы. До вступления в этот этап человек обычно уверен, что с ним все в порядке. На этапе переотождествления он перестает так считать и готов принять ярлык “Зависимый” или “Созависимый”. Это жестокие слова, но они менее жестоки, чем реальность, в которой человек живет.
Признание своей созависимости приносит три положительных результата. Первый — облегчение оттого, что ты можешь более объективно взглянуть на себя, второй — возможность рассмотреть свое прошлое с других позиций, третий — возможность наконец-то заглянуть в будущее, потому, что уже есть реальные основания для надежды.
Принять ярлык — дело нелегкое. И зависимым, и созависимым это трудно. Для последних это означает расстаться с ролью “мученика” или “благородного преследователя”, ведь становится невозможным считать себя жертвой, так как ярлык “Созависимый” требует принятия на себя полной ответственности за свое дисфункциональное поведение. На этап переотождествления созависимые вступают, только убедившись, что непризнание реальности принесет еще больше боли, чем ее признание. Но когда “диагноз поставлен”, созависимый может более реально оценить, что было в прошлом и смотреть в будущее не со страхом, а с оптимизмом.
Принятие “ярлыка” — это еще полдела. Необходимо признание ограниченности своих возможностей. Когда признаешь, что далеко не все в жизни подвластно твоим возможностям, то перестаешь относить неуправляемость своей жизни за счет своей неадекватности или нехватки силы воли. Это тоже приносит облегчение.
Существует опасность остановиться на этом этапе: признать свою проблему, невозможность добиться изменений только лишь своими силами. Тогда Выздоровление застопоривается. У алкоголиков это называется “быть сухим пьяницей”, т.е. вести прежний образ жизни, сохранять прежние взгляды, но не пить. Если созависимый застревает на этом этапе, то он продолжает вести себя так, как будто все подконтрольно его воле, он удваивает усилия и быстро изнашивается.
Для выздоровления необходимо изучить, что же на самом деле находится в сфере человеческих возможностей. Главное здесь понять и принять, что большая часть окружающего нас мира лежит вне сферы воздействия нашей воли и не подвластна ей.
3 этап — работа с ключевыми проблемами. В жизни человека существует критический момент, когда ему становится ясно, что все попытки контролировать происходящее обречены на провал. Здесь и начинается собственно выздоровление. Это происходит на этапе переотождествления благодаря примирению с мыслью об ограниченности человеческой воли. При работе с ключевыми проблемами созависимый глубже и шире осознает свое бессилие и начинает использовать это осознание в практических делах своей жизни.
Это очередной парадокс победа через поражение. Это означает, что созависимому надо отступиться для того, чтобы продвинуться вперед. Нужно воздерживаться от прежнего образа действий, старой стратегии и тактики, которые только усугубляли и затягивали проблему, не разрешая ее.
На этапе “ключевых проблем” созависимый начинает все шире применять принцип “победа через поражение” во всех сферах жизни.
В конечном итоге выздоравливающий должен признать тот факт, что взаимоотношениями вообще нельзя управлять усилием воли. Для успешных взаимоотношений каждый партнер должен быть независим и автономен. Созависимым трудно пережить эту мысль, здесь требуется огромное усилие веры, и тогда наступает осознание того, что невозможно контролировать не только чувства другого человека, но и свои-то собственные чувства трудно держать под контролем. И самое большое, что мы можем сделать — это честно осознавать свои чувства, честно реагировать на них по возможности здоровым и адекватным поведением.
Таким образом, этап “ключевых проблем” — это отказ от жизненной борьбы, борьбы, которая ведется из гордыни и установки на силу воли ради контроля над теми вещами, которые явно и очевидно лежат за пределами нашей возможности контролировать.
4этап — реинтеграция (возвращение к новой целостности). На подходе к этому этапу выздоравливающий уже обратил свое поражение в добровольную капитуляцию и слепое усилие воли в решении проблем в готовность к изменениям и принятие. Многие выздоравливающие, как созависимые, так и химически зависимые пытаются избежать этапа реинтеграции, потому, что в нем тоже заключен парадокс. Достигнув состояния здоровья и свободы, которое когда-то казалось недостижимым, давайте вспомним, что достигнуто оно было в результате признания ограниченности своих возможностей и использования силы более могущественной, чем своя собственная. Таким образом, созависимые и зависимые не должны возобновлять установку на свою личную силу, (которая у них имеется).
На 4 этапе созависимый достигает принятия себя таким, какой он есть на самом деле. Самоценность уже не является чем-то, что нужно заслуживать бесконечными личными достижениями или с помощью взаимоотношений.
Вместо этого самоценность становится побочным продуктом постоянного поддержания целостности (вспомним колесо) во всех сферах своей жизни. А как человек достигает целостности? Благодаря осознанию, а не отрицанию. Честности, а не скрытности. Сознательному контакту со своими духовными устремлениями, а не высокомерию и дерзости. Все это, возможно, сознательно культивировать и взращивать.
Вступление в этот этап означает, что человек достиг состояния завершенного, полного круга. Он вернулся к состоянию контролируемости своей жизни, но это уже другой контроль, это результат выздоровления. Основой такого контроля является самодисциплина, а не свобода действий и вседозволенность.
У каждого выздоровление протекает по-разному. Люди вступают в разные этапы в разное время и идут к ним разными путями. Но те, кто проделал долгий путь в выздоровлении — критерием является ощущение легкости, свободы, принятия себя — часто описывают свое путешествие в похожих выражениях. И вышеописанные 4 этапа являются как бы резюме той мудрости, которую путешественники открыли в пути.
Очень важно понять, что между выздоровлением от химической зависимости и выздоровлением от созависимости нет существенного различия.
В заключение, хочу привести терапевтическую притчу Мелоди Битти: “Одна женщина ушла жить в пещеру, которая находилась в горах, чтобы учиться у гуру. Сказала, что хочет научиться всему, чему вообще можно научиться. Гуру дал ей кучу книг и оставил одну, чтобы не мешать ей. Каждое утро гуру приходил в пещеру, чтобы следить за ее прогрессом. В руке у него была тяжелая деревянная трость. Он задавал один и тот же вопрос: ”Ты научилась всему, чему можно научиться?”. И каждое утро ответ ее был одним и тем же. “Нет”, — говорила она. И тогда гуру ударял ее тростью по голове. Все повторялось по этому сценарию несколько месяцев. Однажды гуру зашел в пещеру, задал тот же вопрос, получил тот же ответ и поднял трость, чтобы снова ее ударить, но женщина вырвала трость у гуру, перехватив ее на полпути. С чувством облегчения, что пришел конец ежедневным страданиям, но, опасаясь возмездия, женщина взглянула на гуру. К ее удивлению, он улыбался. “Поздравляю, — сказал он. — Ты закончила курс обучения. Теперь ты знаешь все, что тебе нужно знать”. “Как это?” — спросила женщина. “Ты узнала, что никогда не узнаешь всего на свете, — ответил он. — И ты научилась останавливать боль”.
Вот в чем заключается выздоровление — как останавливать боль и обретать контроль над своей жизнью. Многие научились этому. И вы тоже сможете.